Блог / Новости
Голосование
А Ваш ребенок посещает детсад?
GISMETEO: Погода по г.Ульяновск
Яндекс.Метрика

* Правильный выбор (игрушки, книжки, фильмы).

* Физиологи и педиатры о влиянии экранной информации на ребёнка.

* Как преодолеть экранную зависимость.

* Способы подачи информации ребёнку.

* Игрушки-вкладыши

 

Правильный выбор (игрушки, книжки, фильмы)

(Психологическая помощь в организации информационной среды ребенка)


Воспитание ребёнка всегда происходит в определённой социокультурной ситуации, в рамках повседневной жизни,  среди предметов, которые производят и выбирают для детей взрослые.  К этим предметам, прежде всего, относятся игрушки, книжки, фильмы для детей.

Парадокс социокультурной ситуации развития  современных детей заключается в противоречии между возрастающей значимостью детства и полным игнорированием специфики детского возраста. Высокая значимость детства выражается, прежде всего, в повышенном внимании к детям и чрезвычайно высокой потребительской привлекательности детской и родительской аудитории.
Огромные корпорации специализируются на производстве товаров для детей («Империя детства»,  «Мир детства», «Детский мир», «Планета детства» и пр.). Ассортимент товаров и услуг для детей растёт быстрее, чем другие сегменты рынка. Вместе с тем производство этих товаров, как правило, не ориентировано на возрастные особенности детей. Подавляющее большинство из них (в особенности информационных) абсолютно не соответствуют возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста  и  полностью игнорируют специфику детства.
Стремительно опускаются границы возрастных требований к различным способностям и умениям детей. Наш анализ  показал, что производители детских книжек, игрушек, мультфильмов крайне небрежно относятся к специфике того возраста, для которого адресована их продукция. В большинстве своём она не рассчитана на детей до 6-7 лет. Найти куклу, изображающую ребёнка, с которой дошкольник мог бы отображать свой собственный опыт, практически невозможно, в то время как полки магазинов переполнены взрослыми разукрашенными красавицами (Барби, Брац, Синди и пр.). Фильмы для дошкольников по своей форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие: слишком быстрый темп, мелькание  несвязанных кадров, перегруженность экзотичными эффектами, невнятность и отрывочность речи персонажей не позволяет ребёнку понять, осмыслить и пережить содержание фильма, а без этого просмотр превращается в бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение.  Многие современные книжки написаны не для детей и не соответствуют интересам и возможностям понимания дошкольников.

Ярким примером нарушения возрастных возможностей детей является серия развивающих видеофильмов для младенцев. Её авторы утверждают, что их фильмы способствует речевому развитию ребенка,  развитию воображения и образного мышления. Но при этом игнорируется тот очевидный факт, что говорить, воображать и образно мыслить младенцы в 3-4 месяца ещё не готовы.

Искусственное «овзросление» отчётливо проявляется в увлечении ранним обучением. Начиная с первых месяцев жизни ребёнка родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше  развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей, внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, при чём всё это очень быстро и очень рано. Об этом, в частности свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пелёнок», «Энциклопедические знания с пелёнок» и пр. В большинстве своём эти обещания не имеют ничего общего с реальностью.  Законы детского развития, как и законы природы, не меняются от желания родителей ускорить его темпы. Развитие ребёнка происходит не в запоминании информации, а в разных видах детской деятельности, к которым, прежде всего, относится игра. Но для игры нужны игрушки. И здесь, выбирая игрушку, мы опять сталкиваемся  с непониманием специфики детства и сути игры.
Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только перестали быть средством игры, но и препятствуют развитию игровой деятельности.
Значительное число игрушек несут агрессивный заряд, искажающий образ человека. Магазины игрушек заполняют роботы, люди-пауки, трансформеры, биониклы и пр. Многие игры предполагают расчленение человеческого тела и манипуляции с его органами (например, нужно пинцетом извлечь из спящего человека его внутренности, или собрать себе друга по косточкам).  Некоторые игровые наборы имеют откровенно жестокий, агрессивный характер («Убей террориста», «Кровавый убийца» и др.) С прилавков на нас смотрят всевозможные уродцы, дети с лицом  старцев, кричащиё, страдающие, болезненные человечки.  А ведь именно эти игрушки формируют у маленького ребёнка образ человека!

Многие современные игрушки являются буквально действующими копиями реальных предметов. Нарастающая автоматизация образных игрушек (куклы-роботы, или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами) ведёт к тому, что игрушка всё более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Конкретные, детализированные копии не стимулируют детей к игре, а очень быстро вызывают пресыщение. Ребёнок начинает требовать все новые и новые игрушки, но в них не играет. Играть с такими игрушками совсем не обязательно, нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребёнок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями. Детская игра превращается в манипулирование и сводится к использованию возможностей технически оснащённых игрушек.  Пристальное внимание к техническому оснащению детской деятельности сочетается с полной неопределённостью или даже утратой  её смысловых ориентиров.  Всё это ведёт к вытеснению дошкольных видов деятельности, в которых происходит действительное развитие психики и личности ребёнка.
Все обозначенные тенденции являются результатом игнорирования возрастной специфики детей, и шире – отсутствие соответствующей психолого-педагогической базы у создателей детской субкультуры. Производители товаров для детей не задумываются о законах развития ребёнка и о реальных потребностях своей целевой аудитории. Их коммерческие цели весьма далеки от задачи полноценного развития личности ребёнка.
И всё же хорошие игрушки у нас есть – и отечественные, и импортные. Но они порой незаметны среди огромного количества ярких и технологичных изделий игрушечной промышленности. Нужно выделить их, сделать заметными, рекомендовать именно их, потому что это действительно хорошие, развивающие игрушки. Естественно возникает вопрос: что мы называем хорошими развивающими игрушками?  Существует мнение, что хороши только экологически чистые, деревянные игрушки. Это не совсем так: они могут быть и пластиковыми, и картонными, и тряпичными, и резиновыми. Ещё одно распространенное представление, что развивающими являются те игрушки, которые обучают.  Но это глубокое заблуждение. Ребёнок развивается не тогда, когда он запоминает  готовые знания, а когда творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам.  Словом развивающими делает игрушки та деятельность, которую с ними можно осуществлять.  Это и есть главный критерий отбора лучших игрушек.

Е.О.Смирнова (psytoys.ru)


 

Физиологи и педиатры о влиянии экранной информации на ребёнка


   Мнение  физиологов и педиатров о влиянии экранной информации на ребёнка, у которого только начинает формироваться зрительная система.

  Оказывается, есть достаточно большая разница в восприятии маленьким ребёнком реальных предметов и их образов на экране. Приведём некоторые данные физиологов:
   1.      В норме фокусировка глаза постоянно спонтанно меняется с близкого на дальний взгляд и обратно, и, соответственно, изменяется кривизна хрусталика. При просмотре телевизора глаза лишены такой возможности и неподвижны, поскольку они постоянно сфокусированы на одной плоскости. В результате этого мышцы перенапрягаются. Аккомодация хрусталика теряет возможность быстро изменяться, что может привести к его искривлению».
   2.      Изображение на экране нестабильно, оно постоянно мигает и мерцает. Это приводит к перенапряжению как глаза, так и нервной системы, и как итог, к ухудшению зрения.
   3.      Изображение на экране состоит из точек, и поэтому взгляд не может нормально сфокусироваться. Поскольку глаз может различать гораздо более мелкие детали, а на телеэкране предъявляется нерезкое изображение, далекое от разрешающей способности глаза, то происходит деградация сетчатки.
   4.      В естественных условиях изменение яркости объектов составляет до 60 дБ. На экране телевизора, из-за особенностей возбуждения люминофора, диапазон изменения яркостей не более 60 дБ, что приводит к утомлению глаза.
   5.      При формировании непрерывного изображения используется не столько инерционное свойство глаза, сколько инерционное свойство сознания - мозг синтезирует непрерывное изображение из отрывочных кадров. Это приводит к перегрузке нервой системы, которая, благодаря обратным связям между мозгом и глазом, негативно сказывается на зрении.
Телевизор и ребёнок      Рассматривая настоящее яблоко, глаз младенца совершает множество движений (саккад), которые строят визуальный образ данного предмета. Взгляд на предмет на экране сокращает количество саккад в десятки раз, что компенсируется растущей работой головного мозга, который вынужден синтезировать непрерывное изображение из отрывочных кадров.  Однако смотреть на предмет и строить образ предмета это большая разница.  Мозг взрослого способен к такой синтезации на основе огромного опыта. Опыт младенца минимален, синтезировать там еще пока что нечего. Т.е. получается, что младенец видит набор непрерывно сменяющихся пятен. Сомнительное развивающее занятие.
    Для построения полноценного образа маленькому ребёнку нужна работа самых различных сенсорных систем, что невозможно при телепросмотре. Для ребенка 3-12 месяцев демонстрируемый видеоряд остаётся набором расплывчатых картинок непонятного содержания, что конечно же не только не способствует, но и препятствует его развитию восприятия.

    Именно эти факты лежат в основе категорического запрета со стороны педиатров и физиологов демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до летнего возраста (ВОЗ).

psytoys.ru

 

Как преодолеть экранную зависимость


   Зависимость ребёнка от экрана необходимо как можно раньше преодолевать. Она является тормозом нормального развития и может привести к печальным последствиям. Среди них неспособность концентрации на каком-либо занятии, отсутствие интересов, гиперактивность,  повышенная рассеянность. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима  постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.
   Многим детям, привыкшим смотреть телевизор,  трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
   Все эти симптомы свидетельствуют о нарастании внутренней пустоты, которая  требуют своего постоянного внешнего наполнения – новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья». Здесь просматривается прямой путь от казалось бы безобидной детской экранной зависимости к другим, более серьёзным и опасным  видам зависимости – компьютерной, химической, игровой, алкогольной  и пр.
Но неужели всему виной телевизор?  Да, если речь идёт о маленьком ребёнке. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор становится главным источником впечатлений,  он оказывает мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.

Детское Радио

Преодоление экранной зависимости (если она уже сложилась), увы, требует от родителей времени и сил. Промежуточным этапом такого преодоления может стать переход к прослушиванию ауди и радиопередач (например "Детское Радио" deti.fm). Восприятие историй и сказок на слух требует от ребёнка большей внутренней активности, чем восприятие видеоряда, и в то же время не требует большого напряжения. 

   Понятно, что чем младше ребёнок, тем легче и эффективнее происходит «отрыв» от экрана. Для маленького ребёнка (до 3-х лет) проще ограничить доступ к ТВ и (что очень важно) исключить свободное пользование  телевизором. Пульт должен находиться в недоступном для ребёнка месте.  Только так вы сможете ограничить время у экрана. Это необходимо, чтобы телевизор стал источником ярких и полезных впечатлений, а не постоянным фоном жизни ребёнка.  В режиме дня нужно выделить определённое время (не более 30-40 мин), когда малыш может смотреть телевизор.
Прежде всего,  вам придётся контролировать и регламентировать просмотр. Для этого нужно выбирать фильмы и передачи для ребёнка.  Это трудно, потому что хороших фильмов для малышей очень мало, а плохих слишком много.
   Восприятию малышей соответствуют медленный темп видеоряда, чёткая развёрнутая речь героев, доступные и понятные сюжеты, узнаваемые образы и события.
Отдавайте предпочтение более коротким видеопрограммам, не серийным мультфильмам; возможно проведение «разгрузочных» от телевизора дней с последующим поощрением ребенка.
Если это видеофильм (диск), желательно несколько раз повторить его, причём первый раз лучше смотреть с ребёнком вместе, помогая малышу понять происходящее, комментировать и объяснять не слишком понятные трудные места.
   После просмотра полезно вернуться к увиденному, и вместе поиграть с подходящими игрушками сюжет фильма:  повторить реплики персонажей, воспроизвести их действия и пр. Если ребёнок не сможет подыграть вам, покажите ему спектакль игрушек по мотивам просмотренного фильма, а потом предложите какую-либо роль в игре (с  игрушкой или без неё).
   Важно, чтобы самостоятельная игра, которая требует  значительной и умственной и физической активности ребёнка, стала для него более увлекательным занятием, чем пассивное потребление видеоряда.
Наверное, одна из причин экранной зависимости – присутствие телевизора  в качестве фона домашней жизни. Если в вашем доме постоянно включен телевизор, то отучить от этого ребенка нет никакой возможности.
   Максимально допустимое  время просмотра для ребенка до 6-7 летнего возраста – один час в день.
Другая причина – использование  телевизионных и видеопрограмм в качестве утешителя, развлекателя и воспитателя скучающего ребенка, особенно его использование во время еды, в случаях плохого аппетита.
   Одна из главных причин «прилипания» ребёнка к экрану – недостаток или отсутствие у ребенка более интересных и содержательных  занятий. Замечено, что хорошо играющие дети обычно не слишком зависят от телеэкрана: они предпочитают более активные виды деятельности. Дошкольники, не научившиеся и не любящие играть в сюжетные игры,  отличаются выраженной зависимостью от телевизора. Он подменяет для маленького ребёнка общение с близкими взрослыми,  игру, рисование, и соответственно вытесняет из жизни малыша все эти важнейшие виды активности.

   И вам и ребёнку необходимо осознать необходимость изменения и принять свое родительское твердое решение об изменении взаимодействия с телевизором в семье. Чтобы эти изменения не были столь драматичными,  нужно изменить характер взаимодействия с ребенком в сторону  приоритета более активных и творческих совместных видов деятельности, найти увлекательную альтернативу просмотру теле- и видеопрограмм. Для того, чтобы желаемые  изменения действительно произошли, необходимо создать чёткий и привлекательный образ, того, что вы будете делать вместе.

   Представьте хорошенько, чем  наполнится ваша совместная жизнь? Что САМИ Вы ЛЮБИТЕ делать? Может быть, даже найдется то, чем Вы мечтали заняться. Может быть, Вы будете мастерить из  бумаги, шить или печь печенье. А может, сделаете замечательный заместитель телевизора – теневой театр, что совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Всякая работа, и конечно же игра,  может быть совместной даже с трех-четырех-летним ребенком.
Совместная игра – сначала со взрослым, потом со сверстниками, а потом и самостоятельная  – важнейший путь преодоления экранной зависимости. Несомненно, привычка притягивает, как детей, так и взрослых. Но стоит Вам настроиться на  инициативность и последовательность, как избавление от телевизора не заставит себя ждать.  Вы почувствуете это уже спустя три-четыре дня. Но устойчивый результат может быть достигнут только спустя полтора месяца ваших последовательных действий. 
Конечно, этот путь потребует от родителей времени, сил и фантазии. Но это вовсе не бесполезное времяпрепровождение. Когда ребёнок научится играть, придумывать, фантазировать, он сможет самостоятельно организовывать своё время, придумывать интересные занятия, создавать свой воображаемый мир. Это будет не только мощным импульсом к развитию, но и даст свободу - не только маме и папе, но и самому ребёнку. И прежде всего свободу от экрана.

Смирнова Е.О.

 

Способы подачи информации ребёнку.


   Один из самых удобных способов подачи информации – размещение ее на стенах комнаты, в которой живет ребенок. На размещение в комнате ребенка познавательных плакатов, схем, таблиц, географических карт нас натолкнули строки из книги Никитиных «Мы и наши дети»:
   «Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью он может представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на белом потолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания "на всю жизнь" таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта или таблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знания и даже развить определенные способности ребенка.»
    Пока ребенок маленький, стены его комнаты могут украшать большие яркие картинки. Мы предпочитаем крупные фотографии зверей, детей, деревьев, цветов (на этом мы подробнее остановимся позже). Если это объемные фотографии, с глазами, листьями, по которым ребенок может поводить пальцем, то нам это кажется особенно удачным. Вот на такие яркие крупные плакаты не нужно жалеть денег: они врезаются в память ребенка и могут висеть один-два месяца. Потом через какое-то время исчезать и возвращаться.
   По мере роста малыша картинки сменятся, например, на:
 - географические карты (мира, Европы, России, города или любые другие),
 - крупно нарисованный нотный стан,
 - таблицу Менделеева,
 - ленты от пособия «Тысяча +» Зайцева (с изображением всех чисел с цифрами от 0 до 99),
 - крупное изображение латинского и греческого алфавита, конечно, русского алфавита, печатного и письменного,
 - схему солнечной системы,
 - портреты русских царей и императоров, писателей или композиторов, ученых, путешественников или знаменитых хоккеистов (в зависимости от интересов ребенка)
 - и многое-многое другое.
    Очень рано мы вешаем на стены шедевры живописи (подбор репродукций - это совершенно дело вашего вкуса!). Мы начинаем с таких, сюжет которых может быть хоть как-то понятен:
- люди в разных ситуациях (не огромные батальные сцены, а небольшие жанровые сценки),
 - Мадонна с младенцем,
 - дети, животные, простые предметы.
   Главное достоинство размещения информации на стенах комнаты – информация часто попадается ребенку на глаза, поэтому очень хорошо запоминается.
   Недостатки:
 - можно использовать только большие и очень большие изображения, чтобы не испортить зрение ребенка,
- существенно страдают стены (обычно для закрепления пособий используются гвозди, булавки или скотч), да и просто портится тщательно спланированный супердорогими дизайнерами интерьер, поэтому, если вы живете во дворце английской королевы, вам вряд ли позволят портить внешний вид помещения.
   Чтобы расположить плакаты на стене плакаты большого размера, сверху и снизу их можно фиксировать к деревянным рейкам и подвешиваем эти рейки так, как в музеях висят картины (гвоздики вбиваем на границе обоев под потолком). Но плакаты могут качаться от прикосновения или даже падать.
   Можно просто фиксировать плакаты булавками, загоняя их до шляпки под обои. Чтобы булавки не выпадали, можно наклеить маленький кусочек скотча на шляпку булавки, приклеивая ее к самому плакату.
Можно приклеивать скотчем сами картинки прямо на стену, но это портит и обои, и пособия.
   Для картинок и пособий (схем, таблиц и др.) формата А4, можно использовать прозрачные папки файлы, которые вы один раз приклеите скотчем к двери в комнату или дверке шкафа, холодильника и потом будете менять картинки в файлах. Чтобы было удобнее вытаскивать и вставлять картинки в приклеенных папки-файлы, заранее срежьте на папке небольшой уголок.
Можно приклеить к стене или дверке листы из магнитного фотоальбома и вкладывать картинки в них.
   В любом случае, если у вас возникли проблемы с размещением пособий и плакатов на стенах, не отказывайте от этой мысли сразу. Попробуйте найти для себя оптимальное решение по их размещению.

Л.Данилова

 

Игрушки-вкладыши


   Игрушки-вкладыши позволяют ребенку разбирать их и вновь складывать в единое целое, а также вкладывать отдельные формы друг в друга. Благодаря своему разнообразию они отлично подходят для детей разного возраста, начиная с самых маленьких.
   Вкладыши характеризуются тем, что они сами подсказывают правильный способ действия. Экспериментируя с ними, малыш учится подбирать нужные детали на глаз и выполнять правильное действие.
   Игрушек типа "вкладыши" можно разделить на две группы: наборы вкладышей и коробки для форм и для предметных изображений. Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.
   Наборы вкладышей
Игрушки этого типа состоят из нескольких (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Они подходят для ребенка, начиная с 10 месяцев. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине. Сначала дети будут просто вынимать стаканчики один из другого и вставлять их друг в друга, не ориентируясь пока на размер предметов. Это способствует развитию наглядно-действенного мышления посредством соотносящих действий. Ведь играя с двумя и более предметами необходимо учитывать и сопоставлять свойства разных предметов - их форму, величину, твердость, местоположение. Вкладыши стаканчики

   Для развития мелкой моторики полезно простое перекладывание мелких предметов из стаканчика в стаканчик. Однако эти "мелочи" должны быть достаточно крупными по размеру, чтобы кроха не смог их проглотить. Это процесс настолько увлекателен для малыша, что за этим занятием он может проводить много времени. Причем сначала дети предпочитают вытаскивать и разбрасывать предметы: например, взрослый собирает в стаканчик, а ребенок достает их, и так повторяется несколько раз. В начале второго года жизни собирание мелких предметов в какую-либо емкость становится для карапуза любимым занятием.
   При этом очень важно, чтобы взрослый правильно сориентировал малыша. Помогая крохе вкладывать меньший предмет в больший, мама учит ребенка соотносить величину предметов, координируя действия рук и работу глаз. Причем, основное удовольствие ребенку приносит сам процесс перемещения предметов, а не полученный результат.
  Вкладыши с фигурами   Позже можно предложить малышу такую игру как прятки. Для этого используются 2-3 предмета, явно различающихся по величине. Например, кубики. Самый большой из них, внутри которого спрятаны все остальные, маленькие, ставится на стол, полостью вниз. А затем взрослый снимает его, на глазах у ребенка. Малыш видит следующий кубик, поменьше, а взрослый снимает и его, показав самый маленький. После этого следует снова накрыть меньшие кубики большими, сопровождая свои действия словами: "Что там у нас прячется? Смотри, еще кубик, а под ним еще! А теперь давай спрячем его, вот так, нету кубика, и этот тоже спрячем. Опять только один кубик остался".Стаканчики пирамидкой
 Сначала малыш будет только снимать верхние кубики, а взрослый - опять собирать их. Можно попробовать вместе с малышом (действуя его руками) спрятать маленький кубик, надев на него большой. Главное, показать ребенку, что спрятать можно только меньший предмет в больший, а не наоборот. Постепенно задачу для малыша нужно усложнять, увеличивая число вкладышей, чтобы было интереснее. Например, дать ребенку 4-5 стаканчиков для самостоятельных манипуляций и предложить ему собрать их вместе, в один. Причем, в первый раз взрослый должен сам показать ребенку, как это делается - было много, а все поместились в один предмет (кубик, шарик и.т.п.). Как правило, поначалу малыши пытаются силой втиснуть один предмет в другой. Если ребенок "зациклился" на этом бесполезном действии, можно дать ему в руку другой подходящий элемент и помочь вложить его.
   Не следует осуждать кроху, если он не может справиться с этой задачей самостоятельно. Уже само стремление действовать с предметами и принимать при этом помощь взрослых похвально. Постепенно дитя научится отличать подходящие и неподходящие предметы, выбирать нужные.
   Когда малыш уже немного освоит действия с вкладышами, взрослый для него может построить башенку из кубиков. Кубики-вкладыши располагают вверх дном, и меньший ставится на дно большего. Возводя "постройку", взрослый удивляется: "Вот какая башня получилась!" Таким образом, башня может расти в высоту, пока малыш не развалит ее. Сначала он будет только разваливать башенки, а взрослые - опять возводить их. Но через определенное время ребенку тоже захочется выстроить кубики в высоту: он попробует ставить их один на другой и постепенно убедится, что башня получается только тогда, когда меньший кубик ставится на больший. Метод перебора вкладышей и подбора через практические действия является преобладающим для детей до 1,5-2-х лет.
   Кроме того, внести разнообразие в игру с вкладышами помогут стаканчики с дырочками на дне. Можно просеивать сквозь них песок или переливать воду. Из одних стаканчиков вода будет литься одной струйкой, из других получится душ, а из третьих жидкость и вовсе не будет вытекать. Такие занимательные игры очень нравятся детям.

Самые популярные вкладыши - матрешки.Матрешка
Известные всем деревянные куклы - матрешки - это тоже один из видов вкладышей. С ними можно разыгрывать много интересных и полезных для развития малыша сюжетов из сказок. В игре с матрешкой можно, например, научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это, конечно же, способствует развитию координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.
   Примерный сюжет игры
   Усевшись за столик вместе с ребенком, взрослый достает большую матрешку и восхищается ее красотой: "Посмотри, какая красавица к нам пришла! Ее зовут Матреша. Какой у нее платочек, какие щечки..." Полюбовавшись куклой, взрослый берет ее в руки и удивленно говорит малышу: "Что-то она тяжелая и гремит. Может там что-то есть внутри? Давай посмотрим!" Открывая матрешку, можно произнести вместе с ребенком волшебное "заклинание": "Матрешка-матрешка, откройся немножко!" Этот процесс можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребенка.
   Открыв большую матрешку и обнаружив в ней другую, взрослый удивляется и вместе с ребенком рассматривает ее, как и первую. Затем две матрешки ставятся рядом, и взрослый предлагает ребенку сравнить их, спрашивая: какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой и какого цвета фартук у большой. При этом надо объяснить ребенку, что по форме обе куклы одинаковые, а по размеру - разные.

   Вкладыши могут быть как пластмассовые, так и деревянные или картонные - главное, чтобы они были приятны на ощупь. Цвет не имеет особого значения, но хорошо, если это будут основные цвета (красный, зеленый, синий, желтый).

Вкладыши "Почтовый ящик"

Коробки (доски) для форм и предметных изображений

Данную разновидность вкладышей еще называют "почтовыми ящиками". Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера. Дети знакомятся с основными формами (круг, квадрат, треугольник и т.д.), учатся узнавать предметы по контуру, а также сравнивать их по величине.

   Коробки для форм могут быть выполнены из пластмассы, дерева, или из мягких материалов. Пластмасса и дерево полностью отвечают необходимым требованиям. Однако мягкие коврики, хотя и очень приятны на ощупь, хороши лишь в том случае, если задание необходимо выполнить на плоскости - тогда фигуры хорошо входят в отверстия.
Вкладыши Куб   Для детей младшего возраста лучше выбирать коробки (или доски) с четко обозначенными геометрическими формами (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Пусть сначала малыш усвоит простые формы, а потом уже переходит к более сложным. Причем, взрослые должны учесть: как только карапуз сможет без труда обращаться с данным видом вкладышей, игрушка ему надоест. Поэтому родителям придется следить за тем, чтобы игра ставила перед ребенком задачи определенной сложности. Изменять задания подобным образом можно как за счет введения новых форм (ромбы, сердечки, овалы, пятиугольники и др.), так и за счет способа действия. Сейчас можно встретить огромное количество разновидностей так называемых "почтовых ящиков". Это и домики с отверстиями для окон и дверей, и машинки с отверстиями для колес и многое другое. В таких игрушках само действие по вкладыванию предметов различной формы включено в какой-то игровой сюжет. Например, ребенок не просто вкладывает кружок в соответствующее отверстие, а прикрепляет колесо к машине.
   Для детей более старшего возраста подходят вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко.Вкладыш-доска
   Первое время игра с предметными картинками также требует участия взрослого. Надо показать малышу, как можно закрыть крышечками соответствующие окошки, обратить его внимание на то, что для каждого окошка подходит только одна определенная крышечка, а другие не помещаются. Полезно обвести пальчик ребенка по краю крышечки, чтобы он не только увидел, но и почувствовал углы, ровные линии или округлости разных форм. Кроме того, нужно вместе с крохой подобрать соответствующие по форме крышечки для каждого окошка, а затем предоставить ему возможность сделать то же самое самостоятельно.
   Особенно хороши такие вкладыши, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.
   Коврик мягкийЕще одним усложненным вариантом вкладышей являются так называемые составные картинки, когда одно изображение состоит из нескольких частей. Их очень много, и они различаются по степени сложности.
   Так, малыши 2-3 лет способны справится с двух-трехсоставной картинкой. Ее можно собирать, как вставляя части в отверстия, так и без опоры на контур.
   По мере взросления ребенка число составных частей игрушки увеличивается, усложняется и задача. Такие занятия способствуют формированию целостного образа предмета, развивают образное мышление.
   При выборе таких игрушек важно учитывать, чтобы образ, который предстоит собрать ребенку, был знаком ему. Это могут быть как фигуры животных, так и машины, дома.
Таким образом, игра с разного рода вкладышами не просто развивает моторику, координацию движений и пространственное мышление, но и требует от ребенка концентрации внимания, сосредоточенности, направленности на результат, а также воспитывает в нем усидчивость и терпение.
И.Нестерова "Мама и малыш" №5, 2005

Добро пожаловать в интернет-магазин детских игрушек «ИГРОСАД» в Ульяновске!
Почему выгодно покупать детские игрушки через интернет-магазин? Да потому, что Вы можете спокойно выбрать нужные игрушки в любое время и быстро получить заказ не выходя из дома! Наш магазин предлагает Вам качественные интересные умные игрушки и развивающие игры отечественных производителей. Все товары сертифицированы и безопасны для детей. У нас можно купить игрушки оптом и получить большие скидки! Хотите игрушки ещё дешевле – участвуйте в акциях и используйте купоны! Если Вы живете не в г.Ульяновск, то мы доставим ваш заказ Почтой России!